Неизведанная степь


11 сообщений в этой теме

Опубликовано: (изменено)

Идея автопробега родилась случайно – услышал новые географические названия, заинтересовался. Оказалось, что Центральный Казахстан – это не только бескрайние степи, но и высокие горы с красивыми лесами. А ещё там, можно сказать, зародилась цивилизация в нашей стране
big_4d19fc51627d97b11df.jpg

На подготовку к пробегу ушло почти полгода. Идея фикс: узнать побольше об истории Казахстана, его достопримечательностях. Маршрут был утверждён почти сразу. За месяц до поездки скатался на разведку (подробней об этом читайте здесь), посмотреть куда едем, что там делать и какие условия быта. Сориентировавшись по полученным данным, определили день выезда, график движения, день возвращения. Ну, теперь всё, можно отправляться в путь.
День первый
Раннее утро, солнце только что осветило лучами спящее царство. Пикапчик, внедорожник и паркетник готовы к отъезду. В самом маленьком – ASX – практически ничего нет. Пусть "малыш" порожним катается. В средненьком – Pajero Sport – тоже поклажи немного. В основном вещи, в обиходе называемые "по первому требованию", т.е. фотоаппаратура, лёгкий перекус и прочая мелочь. Зато в пикапе L200 упаковано всё остальное, необходимое в поездке: палатки, спальники, кариматы, посуда и прочее.
Все машины заправлены под крышку горловины, в канистрах дополнительное топливо. Пора в путь.
Задача сегодняшнего дня – доехать до горного массива Бектау-Ата, до которого 700 км.
Маршрут избрали простой – по капчагайской трассе доехали до первой развязки, повернув на которой можно попасть в село Байсерке (если ехать на восток) или в Междуреченск (если повернуть на запад). Нам на запад.
От "капчагайки" до выезда на трассу М-36 (автодорога Алматы-Омск), которую в народе называют "астанинка" недалеко – около 30 км. Асфальт неплохой, движение транспорта не сказать, чтобы интенсивное, но и расслабиться при обгонах встречные машины не дадут.
"Астанинка", как всегда, встретила нас прекрасным асфальтом. Жаль, что дорога узкая – по полосе в каждом направлении. Рельеф холмистый, участков с ограниченной видимостью немало, поэтому очень часто на дороге действуют ограничения на обгон и по скорости – 80 км/ч.
Наш караван из трёх машин наматывает километры на колёса. Всё идёт в штатном режиме. Скорость по трассе держим строго в соответствии с Правилами дорожного движения. Автомобили ведут себя безукоризненно, что, впрочем, неудивительно. Ведь машины практически новые, на одометре каждого из них было менее 1 000 км.
Первые 80 км пути пролетели незаметно. Гладкий асфальт начал усыплять. Но вовремя миновали развилку возле села Курты, после которой началась привычная всем дорога, на которой глубокие ямы заделали толстым слоем асфальта, выступающим над основным полотном на несколько сантиметров. Впрочем, скорость движения не упала. Как-никак мы едем не на легковых машинах, а на внедорожниках. В смысле два внедорожника и кроссовер, который, по логике, должен уметь легко справляться с неровной дорогой.
С небольшими остановками проехали участок плохой дороги, который заканчивается у села Бурубайтал. Там и первая заправка.
Как и ожидалось – наименьшие траты на топливо пришлись на дизельный L200 – около 3000 тг. ASX с двухлитровым бензиновым двигателем израсходовал топлива примерно столько же. Но из-за того, что цена бензина АИ-92 выше стоимости солярки, заправка кроссовера обошлась дороже – 3 500 тг. А Pajero Sport, с его V-образной "шестёркой", на их фоне просто обжора. На трассе он показал феноменально большой расход топлива – примерно 16 л/100 км! Почти на 6 000 тг залили бензина, чтобы пополнить бак до горлышка.
big_29431351627d720fd96.jpg
Не редко слышал вопрос: а это что? Мимо строения проезжают все, кто двигается по "астанинке". Это цементный завод.

Потом была краткая остановка на берегу Балхаша
big_4bcc1551627d61b05df.jpg
с твёрдым намерением остановиться здесь на обратном пути.
big_65a17851627d6fc4258.jpg
Оставшиеся до Бектау чуть более 300 км проехали быстро. Даже осталось время на поиск места для ночлега, разбивка лагеря и отдых. Завтра начинается основной участок нашей экспедиции.
Бектауатинский государственный заказник расположен в 60 км северней города Балхаш.
big_08dade51627d77c0fbd.jpg
Горный массив не что иное, как не родившийся вулкан.
big_d25ee551627d79af1b2.jpg
В далёком прошлом, в палеозойскую эру, на границе карбона и перми в этом месте рождался большой вулкан.
big_9536e651627d7aad01f.jpg
Он растопил горные породы, но так и не взорвался. Сегодня, в память о тех неспокойных временах, осталась гигантская гранитная пробка, закрывшая на веки жерло.
big_c1bf9251627d7cae7d4.jpg

День второй
Настала пора задействовать имеющиеся у нас навигаторы. Ведь с сегодняшнего дня мы покидаем цивилизацию. И далее будем передвигаться где по сельским дорогам, где по просёлку, а где и вообще по азимуту. А чтобы в этих поездках не заблудиться, надо бы заранее определить все необходимые точки и направления. Несколько приборов, с различными программами, должны в этом помочь.
Проехать предстоит немного – примерно 250 км. Но не по асфальту, а по грейдеру и просёлку. Маршрут: от гор Бектау-Ата до древнего городища Бегазы. По пути надо заехать в райцентр Актогай.
И снова ранним утром, когда природа только начинает просыпаться, неугомонные экипажи трогаются в путь. Начало весёлое – мы снова на "астанинке". Но не долго – через 50 км доехали до нужного поворота. Всё, асфальт в ближайшие дни мы не увидим. Вперёд, в степные просторы. L200 и Pajero Sport едут по грейдеру как по асфальту. Подвеска прекрасно отрабатывает неровности. Не скажу, что машины жёсткие. В общем, ехать вполне комфортно.
Другое дело ASX. Увы, но для передвижения по таким дорогам этот кроссовер совершенно не предназначен. Более слабую подвеску надо ещё поискать среди других машин этого типа.
За месяц до нашей экспедиции, я на корейской малолитражке прокатился по предполагаемому маршруту. Провёл, так сказать, разведку. И по этому грейдеру на "малыше" спокойно ехал со скоростью 80 км/ч. Именно такой темп за рулёмASX я первоначально и взял. Ненадолго – подвеска просто срабатывала до отбойников. Сбросил скорость до 60 км/ч. Поведение машины не улучшилось. На каждой кочке ходовая часть пасовала и передавала сильные удары на кузов. Сбросил скорость до 40 км/ч – лишь тогда пружины и амортизаторы кроссовера начали работать адекватно. Зато очень сильно увеличилось время в пути. Почти 3 часа мы ехали какие-то 100 км.
Актогай
Небольшое село, являющееся райцентром Актогайского района не имеет какикх-либо примечательностей, кроме своего краеведческого археологически-этнографического музея, в котором собраны уникальнейшие экспонаты. Один из них – чучело вымершего полвека назад туранского тигра, которого также называли закавказский или балхашский тигр.
big_0b923851627d5e66e78.jpg
Посещение музея входило в наши планы не только из-за экспонатов.

Изменено пользователем galant
1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

big_1063ac51627d81ae95d.jpg
Директор обещал дать проводника – без него мы могли бы просто заблудиться в бескрайних сопках Сары-Арки.
big_70c74a51627d82ab1af.jpg
В Актогае настал приятный момент – нас покинул Mitsubishi ASX. Впереди нас ждали тяжёлые дороги, по которым кроссовер мог бы и не проехать. По крайней мере – целым.
Короткая пробежка двумя машинами от Актогая до села Шылым. Перед въездом в село нас уже ждёт экипаж "Нивы".
Короткое знакомство, обсуждение планов и выдвигаемся по направлению к Бегазы.
И снова вернусь на месяц назад. Тогда я не смог проехать к древнему мавзолею Бегазы. В те дни в районе шли проливные ливни, все полевые дороги размыло. Помучавшись на протяжении нескольких километров, преодолев по пути с десяток бродов и болотцев, решил развернуться, оставив Бегазы на потом. Теперь туда вернулся на внедорожнике, в сухую погоду.
Укатанная грунтовка, петляющая вдоль речки Каратал, ведёт нас к древнему городищу. Впереди еле крадётся "Нива". Толи техническое состояние не позволяет ехать быстрей, толи водитель просто бережёт машину. Ну а мы, т.к. дорогу всё равно не знаем, плетёмся позади. Пейзаж за окнами наших машин не меняется – степь и сопки. Растительность только луговая – никаких деревьев. Вскоре долина меж сопками стала широкой, мы спустились к речке. И начались бесконечные штурмы водной преграды с одного берега на другой. Вода не глубокая, меньше полметра. Поэтому почти все участки проехали без пониженных передач в раздатке.
Наконец доехали до гор Бегазы. У подножия горного массива, в небольшой берёзовой роще, спрятался родник.
big_5014d351627d87b1058.jpg
Кстати, в том районе с питьевой пресной водой ситуация не радостная – воды мало. Лишь небольшие речки да очень редкие родники являются источником влаги.
Пока часть команды занимается разбивкой лагеря, да приготовлением ужина, остальные поехали на Бегазы.
Бегазы
Бегазы-дандыбаевскую культуру на территории Казахстана открыл известный археолог Алькей Хаканович Маргулан. Он доказал, что на территории нашей страны в древности были города. Впоследствии, в период с 1946 по 1974 год, Маргулан был организатором и руководителем Центрально-Казахстанской археологической экспедиции, которая и открыла крупнейший очаг цивилизации эпохи поздней бронзы – бегазы-дандыбаевскую культуру. Раскопанные городища датируются 2-3-м тысячелетием до нашей эры.
big_ced3c251627d86b10c6.jpg
В них жители разрабатывало рудные месторождения меди, золота и олова. Были развиты земледелие, животноводство, металлургия и металлообработка. В мавзолее Бегазы обнаружены бронзовые черешковые наконечники стрел, определившие верхнюю дату культуры.

Могильники и мавзолеи на закате дня смотрятся потрясающе. Сложенные из гранитных плит стены и пол пережили многие тысячелетия. До сих пор раскопаны и изучены не все из них. Большая часть так и стоит не тронутой археологами.
(подробней читайте здесь)
И наступил вечер, и закончился второй день нашей поездки.
big_25e41251627d85b28e0.jpg
День третий
Утро началось с того, что к нам приехал новый проводник, тоже на "Ниве". Первая мысль: снова будем плестись за ним как черепахи. А прокатиться надо было немало – сначала на петроглифы, до которых примерно 30 км по степи, оттуда уехать в горы Кызыларай на место очередного ночлега, до которого ещё километров 60. По тем же степным направлениям.
Собрались, сели в машины, тронулись и… благо что в степи давно не было дождей. Лишь по далёкому от нас столбу пыли мы могли догадываться, куда нам ехать. "Нива" дала фору обоим внедорожникам – с той скоростью, с которой она неслась по степи, мы передвигаться не могли. Иначе бы вернулись оттуда пешком, т.к. иножыпы попросту развалились на ухабах. Попытка держаться недалеко от Нивы приводили к таким пробоям подвески, что ну его в баню. Один раз даже умудрились помять защиту картера на L200 (Когда её правили, мы удивились тому, что она выполнена из тонкого мягкого металла.). А "Ниве" хоть бы что – скачет по кочкам как сайгак, да уверенно увеличивает дистанцию. В этой суматошной гонке добрались до петроглифов.
big_398b9c51627d88b3231.jpg
Петроглифы не произвели впечатление. Всё-таки наши, расположенные в урочище Тамбалы (в 20 км северней железнодорожной станции Копа) намного больше и по площади, и по количеству рисунков. Поэтому задерживаться особо не стали. И поехали дальше, в горы.
big_93e89351627d8aab7e8.jpg
Еле успевая за "Нивой" доехали до Кызыларая.
big_d4af6851627dcfaf561.jpg
Проводник заманил в очень живописное ущелье.
big_c4de3751627d8bb11ff.jpg
Гранитные скалы и густой сосновый бор на них соседствует с таёжным хвойныйм лесом на дне ущелья.

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:


big_9dfd2c51627d8dabc74.jpg
Но нас обрадовали не только лес и не речка, бежавшая возле лагеря. Множество грибов, растущих в лесу, разнообразили наш ужин.
big_41b8e351627d96b4645.jpg
Территория горного массива Кызыларай достаточно большая, примерно 15 на 25 км. Эти горы являются остатками древнего вулкана.
big_bbf81751627d8ebfb6e.jpg
Кызыларай сложен в основном осадочными и магматическими породами, среди которых преобладают граниты, порфириты, кварциты, песчаники и сланцы.
big_3bcf0651627d90ab3c9.jpg
Межгорные долины и склоны покрыты густыми сосновыми борами, а равнинные участки заняты берёзовыми рощами.
big_c92e5051627d8fb0c23.jpg
В горах Кызыларай находится самая высокая вершина всей области Сары-Арка – гора Аксоран, чья макушка возвышается на 1 565 м над уровнем моря.
big_791e2c51627dd0b27e5.jpg
Именно поэтому этот горный массив ещё называют Крыша степей.
big_56168851627d91abe2c.jpg

big_bf6ccc51627d93ab509.jpg

big_4d19fc51627d97b11df.jpg

День четвёртый
Сегодня нам предстоит по степи проехать от Кызыларая до гор Кент. Расстояние небольшой – примерно 130 км. Месяц назад я проехал между этими горами на малолитражке. Приключений тогда хватило надолго – бедный Getz до сих пор в тихом "офиге". Помня все те болота, солончаки, овраги и прочие прелести степной езды, решил сократить путь, найдя короткую дорогу. А что мешает? Ведь теперь я не на "гетце", а на внедорожниках!
Сначала всё шло по плану. Три навигатора уверенно показывают, куда нам ехать. Петляя меж сопками по хорошо укатанной дороге, я рассчитывал, что за пару часов преодолеем 100 км пути, которые нам обещали навигаторы. А когда на встречу попалась вазовская "семёрка", вообще настроение поднялось – раз легковые ездят тут, то и мы проедем без проблем.
Километров через 10 укатанная дорога привела к юрте чабанов. Ещё через километр дорога кончилась. А навигаторы, что самое интересное, уверенно показывают дорогу! Но где??? По той местности, по которой предложили ехать навигаторы, даже БТР не кругом проехать сможет. Все дружно подумали: хорошо, что не взяли с собой ASX. А мне вспомнилась народная шутка: "Я знаю короткую дорогу, – сказал Иван Сусанин, невольно обрекая себя на вечную славу".
big_268bfb51627d99ac69f.jpg

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

По еле заметной в высокой траве колее аккуратно двигаемся вперёд. Быстро ехать опасно: в траве могут быть камни, забытые когда-то запчасти от тракторов. Скорость передвижения упала до неприличных 10-20 км/ч. А конца-края сопкам не видать. Ещё спустя некоторое время все навигаторы заявили, что мы сбились с маршрута. Едем дальше по азимуту. По прямой до пункта назначения около 100 км.

Чтобы окончательно не заблудиться, пришлось воспользоваться старыми военными топографическими картами на одном приборе, и самодельной, нарисованной мною за пару дней до поездки, картой на "гармине". С их помощью выехали на просёлок, ведущий в нужном направлении. Но даже и эту дорогу можно смело использовать для оценки внедорожных качеств автомобилей: количество болот, бродов, арыков и прочих "прелестей" не поддаётся иной оценке, кроме как "их много".

После обеда достигли гор Кент.

big_6dac7851627d9aae3e5.jpg

Горы Кент одни из наименее изученных и исхоженных горных массивов в Казахстане. В некоторых ущельях есть укатанные дороги, но большая часть массива не то, что дорог, даже троп подходящих не имеет. Совершенно дикие не тронутые цивилизацией места.

big_14c7d751627daf40ff7.jpg

О мало изученности гор Кент говорит, например то, что многие вершины не имеют названий. Самая высокая гора носит одноименное название – Кент, её высота 1 469 м. Склоны гор, а также долины покрыты густыми смешанными лесами.

big_2393d951627d9baf534.jpg

Среди деревьев преобладают хвойные: сосны и встречающиеся изредка ели. Немало берёзовых рощ. По некоторым сведениям, в Кентском горном массиве обитает несколько особей бурого медведя.

Наша задача – найти развалины Кызыл-Кентского дворца.

big_617f8051627da5a7abf.jpg

Как и полагается в случаях, когда надо пойти туда, не знаю куда, найти то, не знаю что, сунулись в первое попавшееся ущелье. Местный егерь быстро нас направил в нужном направлении: езжайте, мол, на север, за селом Комсомол (надо же, какие названия ещё сохранились в обиходе) будет ущелье – там наша цель. Благо в одном из навигаторов была загружена военная топографическая карта данного района, на котором названия сёл ещё те, многолетней давности). Нашли село, проехали, нашли ущелье – заехали и упёрлись в тупик, искомое не нашлось. Возвращаемся в село, чтобы найти другого егеря. Егерь оказался свойским парнем: "Вот вам ключи от шлагбаума, перекрывающим въезд в ущелье, езжайте сами. Только ключ положите рядом под камнем, когда покинете место", – с таким напутствием он и попрощался с нами.

big_d35ef351627da7a798f.jpg

Дворец Кызыл-Кент

Кызыл-Кентский дворец расположен в ущелье Кызыл-Кениш (Красная сокровищница). Археологические раскопки дворца были начаты в 1985 году. По своему архитектурному стилю, а также, судя по найденным в ходе археологических раскопок находкам, Кызыл-Кентский дворец не характерен для казахских строений. Как показало трёхлетнее исследование дворца, по всей видимости, он был ламаистским монастырём.

big_68121651627da2aec38.jpg

Результаты исследований убедительно показывают и то, что памятник населялся очень короткий срок. Отсутствие следов длительного проживания людей, лишь незначительный зольник, крайне малое количество костей животных, а также немногочисленность находок говорит о том, что он так и не был обжит.

После осмотра дворца и находящегося в 4 км далее по ущелью древнего городища Кент, датируемого бронзовым веком,

big_0e620751627da3b26f9.jpg

решено было доехать до курортного городка Каркаралинск, где и остановиться на предпоследнюю ночь.

big_ead17451627db0b1d34.jpg

Каркаралинск - вид с одной из ближайших горы

big_44262d51627db2add4b.jpg

Каркаралинск - дорога в горах

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

big_1d590351627db4c749a.jpg
Место лагеря возле Каркаралинска
big_355e9851627dc5b45a7.jpg
Памятник кукурузнегу в городе
big_67db4951627dcbbfd23.jpg
В таком состоянии парк Победы. Пипец!
Дни пятый и шестой
Предпоследний день нашей поездки. Возвращаемся. Но не сразу. После мотаний по степям за один присест проехать 1 300 км можно. Но зачем? Поэтому решено сделать одну остановку – на берегу озера Балхаш.
big_cde8ef51627dccb9c7b.jpg
До выбранной цели чуть больше 700 км.
Это день, как и следующий, запомнились лишь злобными комарами, про которых говорят, что они "воруют барана с отары". Репелленты от этих насекомых не помогали никак. Наоборот, возникло ощущение, что спрей "Off" служит приправой для их пиршества. Никакого удовольствия от купания из-за этих прямокрылых кровососущих. С чувством глубокого удовлетворения покинули берег Балхаша и направились домой.
Что это было?
А действительно, зачем? Мы взяли три машины, совершили на них автопробег длиной почти три тысячи километров, неделю жили в палатках.
big_b0777f51627db3b8fb5.jpg
Номера люкс!

Зачем? Есть зачем! Как это не прискорбно осознавать, мы отлично разбираемся в курортах Турции, Эмиратов, памятниках истории Юго-Восточной Азии и Египта. Но совершенно не знаем родной край. На территории Казахстана цивилизация зародилась много тысячелетий назад. Мавзолеи Бегазы по возрасту могут соперничать с египетскими пирамидами. Но для подавляющего большинства жителей нашей страны всё это является "терра инкогнито".

5

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Блиннн, читаю, аж задыхаюсь от зависти ( в хорошем смысле), хочу туда!!!!!!!!!!!!!!1

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Интересно, и даже цели бешенной покатушки - высокие! Зачёт.

Про грибы на ужин - повеселил!
Список использованной литературы забыл ! :)  Чтобы вдохновленные путешественники тоже  подкованными уезжали.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Список использованной литературы забыл !

спасиба кирилу и мефодию за представленые буквы :)

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Да, хорошая прогулка получилась. Больше остального запомнился Кызыларай. Хотела бы туда вернуться :)

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

И я там был, мёд пиво пил))))

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Угу, заманил меня фих знает куда и измывался нада мной :( я там ехать не мог ни разу :(

Изменено пользователем galant
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу